Ольга Юрьевна Иванова, воспитатель

Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации дошкольников

Иванова Ольга Юрьевна магистр, воспитатель

МБДОУ «Д/С №9 КВ» г. Каменск-Уральский, Свердловская область

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в данной статье проектная деятельность рассматривается как одно из направлений успешной социализации дошкольников. Цель проектной деятельности в целом – направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат. Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату. Цель работы по социализации дошкольников через проектную деятельность – выстроить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы через проектную деятельность ребенок смог получить знания об окружающем мире. Большинство разработанных автором проектов – это проекты патриотической направленности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, проект, проектная деятельность, направление социализации.

Проблема социализации – одна из актуальных в современном мире в силу трансформации определенных ценностных ориентаций как в процессе развития общества, так и в процессе воспитания ребенка.

Одной из функций современного образования является формирование у детей готовности к вхождению в социум. Такую возможность необходимо предусмотреть по отношению к каждому ребенку, но при этом учесть индивидуальные особенности разных групп детей.

Одним из направлений успешной социализации дошкольников является метод проектной деятельности. Цель проектной деятельности в целом – направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.

Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату.

Многолетний опыт работы с детьми над проектами позволяет констатировать, что внедрение проектной деятельности в образовательно-воспитательный процесс обусловлено противоречиями между:

– познанием детьми окружающего мира и использованием этих знаний для успешной социализации дошкольника;

– между полученными продуктивно-экспериментальным путем знаниями и оформлением их в долгосрочный или краткосрочный проект.

Проблема: каким должно быть содержание работы над проектом, чтобы способствовать успешной детской социализации.

Цель работы по социализации дошкольников через проектную деятельность: выстроить образовательно-воспитательный процесс таким образом, чтобы через проектную деятельность ребенок смог получить знания об окружающем мире.

Задачи:

1. Организовать образовательный процесс через реализацию деятельностного подхода.

2. Составить план по взаимодействию с родителями при реализации работы над проектом.

3. Учить детей работать над проектом.

На протяжении последних 6 лет мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты: «Огород на подоконнике», «Новогодний калейдоскоп», «Белая Олимпиада – 2014», «Ладожское озеро – «Дорога Жизни», «Мы – будущие защитники Отечества", «Скоро в школу», «Великая Отечественная война в письмах», «Навстречу Олимпиаде в Сочи», «Белая Олимпиада из прошлого в будущее», «Защитник Отечества», «Если хочешь быть здоров!» и многие другие.

В моей педагогической практике патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, в том числе и проектную. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость.

Большинство разработанных проектом под моим руководством – это проекты патриотической направленности. Большое значение для формирования патриотических чувств имеет семья, так как именно она является источником и опосредующим звеном передачи ребенку – исторического опыта, семейных ценностей. И в статье 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому, чтобы выполнять закон, необходимо расширять педагогическую грамотность родителей, педагогическим работникам необходимо использовать новые формы сотрудничества, как с родителями, так и с воспитанниками.

Приведу пример того, как работа над проектом влияет на детскую социализацию.

Долгосрочный проект «Путешествие в Олимпиаду», рассчитанный на 6 месяцев включал себя несколько краткосрочных проектов. Он позволил детям получить знания о зимних видах спорта, посоревноваться со своими сверстниками из других групп в зимних видах спорта, почувствовать себя настоящими спортсменами и постоять на пьедестале, стать участниками поднятия российского флага в честь своих побед и исполнить Гимн России. Опираясь на полученные знания и полученные эмоции от происходящего, мы разработали макеты спортивного костюма и стадиона будущего. Мероприятия проекта сплотили как детский, так и родительский коллектив. Презентация данного проекта происходила перед родителями и перед педагогическим сообществом города на стажерской площадке с участием детей. Работа над этим проектом смотивировала детско -родительский коллектив к разработке и реализации других проектов.

Вторым по значимости проектом был долгосрочный проект «Поклонимся Великим тем годам…», который включал себя проекты «Ладожское озеро – дорога Жизни», «Великая Отечественная война в письмах». В ходе этого проекта мы получили не только информацию из книг и сети интернет, но и от своих бабушек, дедушек и прабабушек, и прадедушек. Такое общение является очень ценным, так дает чувственное восприятие информации и общение внутри семьи. Мы также посетили выставку в краеведческом музее, посвященную войне. Творческим заданием в ходе этого проекта были рисунки ко Дню Победы, «старение бумаги», изготовление писем-треугольников, аппликация. Презентацией проекта стала литературно-музыкальная гостиная, посвященная Дню Победы.

Реализованный в этом учебном году долгосрочный проект для младшей группы «Защитник Отечества» не только дал детям представления о военных профессиях и о том, кто такой защитник Отечества, о празднике; позволил развить творческую активность, умение работать всем вместе, выполнять поручения с родителями дома.

Я считаю целесообразным привлекать родителей к проектной деятельности, так как, во-первых, в силу своих возрастных особенностей дети не могут быть абсолютно самостоятельными и им необходима помощь взрослого; во-вторых, объединение детей и взрослых особенно важно в ситуации широко распространённого дефицита внутрисемейного общения.

Как показали данные анкетирования родителей, 91% опрошенных знают, что такое «проект и проектная деятельность», 96% утверждают о необходимости использования проектной деятельности в дошкольном образовании и 90% готовы оказать посильную помощь при реализации любого проекта.

Итак, проектная деятельность является наиболее эффективной, на наш взгляд, в решении задач социализации детей, при которой семья ребёнка не остаётся в стороне, а принимает активное участие в разработке и его реализации. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, начинают лучше понимать своего ребёнка.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности способствует повышению самооценки ребёнка, позволяет ощутить себя значимым в группе сверстников, видеть свой вклад в общее дело, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей. У детей развивается творческое мышление, они учатся находить разными способами информацию об интересующих предметах и явлениях. Ранний опыт создаёт тот фон, который ведёт к развитию речи, умению слушать и думать, делать умозаключения. А также, что немаловажно, делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей.

10 сентября 2019 в 18:11

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.